Кем я хочу быть, когда вырасту

Главная сложность, с которой я столкнулась в начале обучение - куда двигаться. Я не очень разбиралась в сортах тестирования и понятия не имела, что мне может понравиться, поэтому изучала сразу всё и двигалась во всех направлениях и это очень сильно затормозило вхождение в профессию.

Не хочу сейчас обсуждать куда реально попасть человеку без опыта. Тестирование в частности и IT в целом настолько разнообразная и непредсказуемая вещь, что нужно быть готовым ко всему. В том числе и к тому, что вас пригласят руководить, например (знаю реальный случай, когда человек после курсов по тестированию сразу пришел на позицию тимлида, так как у него был начальный багаж знаний, но зато большой опыт по управлению маленькими командами).

Если у вас нет четкого понимания кем вы хотите быть точно, или хотя бы понимания кем вы точно быть не хотите, то я немного расскажу о возможных вариантах (хотя многие попадают в тот или иной вид тестирования случайно - например я пришла в бэкенд потому, что офис был в Петергофе, а я жила рядом, поэтому мы с работодателем как-то сразу полюбили друг друга, а потом я нежно полюбила тестирование API).

Итак, куда можно хотеть пойти работать (список с последующими размышлениями) тестировщиком:

  • тестирование фронтэнда (интерфейсы)
  • тестирование мобильных приложений
  • автотестирование (fullstack - авто+ручное)
  • нагрузочное и перфоманс тестирование
  • тестирование бэкенда
  • тестирование игр
  • тестирование мобильных игр
  • руководство командой тестировщиков
  • тестирование девайсов

Тестирование фронтенда. Считается самым простым для начала, так как все мы немножко тестировщики - ходим на сайты, пользуемся интернет-магазинами, читаем блоги - чаще всего мы уже знаем где ждать от них подвоха. Но минимальный набор знаний тут все же нужен: техники тестирования, баг-трекинг (как правильно заводить баги), общие знания об архитектуре веба, умение пользоваться dev tools и прочее. Большинство курсов готовят именно тестировщиков интерфейсов, и некоторые даже готовят хорошо. В сети тонны литературы на эту тему, много бесплатных видео на ютубе, так что при желании можно подготовиться самостоятельно. Вникнуть в терминологию, понять что такое граничные значения, тест-кейсы, чек-листы.

Тестирование мобильных приложений. Все тоже самое, что и с фронтендом, но добавляются знания о мобильных платформах, о том, какие они бывают, что такое эмуляторы и симуляторы. Также нужно знать как себя ведут мобильные устройства (при включении-выключении GPS, во время входящего звонка, или при переключении окон - нюансов масса). Литературы на эту тему меньше, но она есть. Равно как есть и видео на тему мобильного тестирования.

Автотестирование (fullstack - авто+ручное). Сразу оговорюсь - речь сейчас не о чистых автоматизаторах, которые, скорее, разработчики, чем тестировщики (такие, которым приносят готовые сценарии, подробно расписанные, и они пишут для этих сценариев автотесты). Я сейчас хочу сказать о гибридных автотестировщиках. О тех, которые и продукт изучают, проверяют руками, и документацию знают, и могут автоматизировать сами то, что необходимо. Это такое тестирование полного цикла, для которого нужно хорошо знать и основы тестирования (все, о чем я говорила в той части, где рассказывала про фронтенд), и аналитику немного, и один из языков программирования + минимум один из тестовых фреймворков. Тут очень сложно угадать с языком. Если вы уже знаете азы какого либо, просто стоит развиваться в этом направлении. Если нет - проще всего взяться за Python+Selenium (благо есть отличные бесплатные курсы на Степике и много прочей информации). Самое распространенное тестирование идет на Java. Также начинает набирать популярность C#, иногда встречаются вакансии на Kotlin и т.п. Самое главное принять решение и двигаться в одном направлении, так как вас постоянно будут сбивать с пути вакансии, в которых будет указываться не тот язык, который вы сейчас изучаете и будет казаться, что все зря.

Нагрузочное и перфоманс тестирование. Сами себя такие люди называют иногда грузчиками. Это ужасно интересная часть тестирования, которая требует неплохого технического бэкграунда, умения работать с тестовыми стендами и тестовым окружением. Нужно изучить что такое докер, JMeter, знать один из языков программирования (не для всех вакансий актуально), представлять себе что такое метрики, понимать как расчитывать нагрузку, и вообще - это достаточно узкая специализация, которая к тестированию относится не очень сильно (хотя нет, понятие граничных значений у нагрузочников, конечно, есть). Я сама занимаюсь нагрузочным тестированием через SOAPUI, но только потому, что он основной инструмент в нашем проекте. Поэтому если вы уже используете его, то можно попробовать подергать LOAD тесты в нем.  А вообще на странице со ссылками у нас есть целый раздел про нагрузочное. Для меня лично это один из самых интересных путей развития в данный момент.

Тестирование игр. Быть тестировщиком игр сложно двум категориям людей - запойным игроманам и тем, кто не играет вообще. Первые  быстро потеряют вкус игры, а вторые просто будут мучаться, пытаясь разобраться что такое игра в целом и не смогут понять своих пользователей. Остальным тестирование игр может даже понравиться, несмотря на то, что занудных моментов и бюрократии в этом типе тестирования ровно столько же, сколько и в тестировании фронтэнда. Для геймдева нужно знать тот же набор главных вещей, что и для обычного тестирования (граничные значения, методики тестирования, уметь писать тест-кейсы и все вот это вот). Т.е. обычные курсы по тестированию здесь работают. Ну и, конечно, нужно знать как строятся игры (логика, сценарии, ожидания пользователей). 

Тестирование мобильных игр. Просто вариант пункта выше - кроме всего вышесказанного, нужно еще понимать Андроид/iOS, знать чего ждать от игр на телефонах, изучить различные симуляторы и эмуляторы, знать как телефон устроен (блютус, gps, входящие звонки, пуши и прочее).

Руководство командой тестировщиков. С одной стороны руководителю не нужно знать всё. Это вообще может быть не самый талантливый тестировщик или автоматизатор. Но с другой, в лидерство и менторство нужно идти с хорошим бэкграундом и полевыми стрельбами. Т.е. не поработав в чистом тестировании, идти в тимлиды наверное не очень хорошо (хотя, возможно, и есть положительные примеры. Но если вы пришли в тестирование и поняли, что хотите расти в сторону руководтсва (далеко не каждый человек испытывает такое желание), то стоит кроме теории тестирования и как минимум года работы, хорошо бы пройти курсы по тест-менеджменту, тест-дизайну, тест-аналитике, так как в реалиях небольших команд тимлид воплощает сразу все эти роли и выполняет все эти обязанности. А еще хорошо бы взять курс по менторству в IT (сейчас у Яндекс.Практикума такой курс есть), так как здесь есть свои нюансы. Везде тимлиды, руководители группы тестирования, или менеджеры отдела тестирования занимаются немного разными вещами - кто-то сам занимается проверками, у кого-то для этого нет времени, но общие моменты есть у всех, и учиться быть лидером нужно точно так же, как мы учимся программированию или иностранному языку.

Тестирование девайсов (точнее тестирование ПО, связанного с девайсами). Это особый вид тестирования. Во-первых редко встречаются такие вакансии и поэтому нельзя заранее угадать, чему учиться. Но конечно - всему тому же, чему и для обычного тестирования. Все азы, теория и затертые до дыр истины будут работать и здесь. Однажды я тестировала фитнес-браслет, который производится в Петербурге, и это был странный, но интересный опыт.

 


© 2019 YU-GO.RU